Как работает компьютер. |
Из чего состоит компьютер и как он работает? Сведения, приведЈнные в этом разделе, при повседневной работе с компьютером могут и не понадобиться, однако общее представление о принципе действия компьютера иметь всЈ же необходимо — это может помочь при решении каких-либо внезапных проблем. Нетерпеливым читателям лучше этот раздел пропустить. Запоминающее устройство. Помимо процессора, важнейшей частью компьютера является запоминающее устройство, или память. Запоминающие устройства условно можно разделить на несколько категорий:
В ОЗУ могут записываться, например, результаты работы программы для последующего их вывода на какое-либо внешнее устройство. Но если в ПЗУ однажды записанные данные хранятся «вечно», то данные, записанные в ОЗУ, безвозвратно теряются при выключении электропитания. В английской терминологии, которая сейчас используется очень часто, ПЗУ называется КОМ (Кеай-Оп1у Метогу — память только для чтения), а ОЗУ обозначают аббревиатурой НАМ (Капйот Ассе.ч& Метогу — память с произвольным доступом). Существует еще особый тип памяти, информация в которой не уничтожается при выключении питания, как и в ПЗУ, но при этом есть еще возможность программной записи данных в эту память (как в ОЗУ, только медленнее). Этот тип памяти ранее почти не использовался, но в последние годы получих распространение. Его называют флэш-памятью (Г1азЬ тетогу). Чтобы процессор мог ориентироваться «на просторах» запоминающего устройства, вся память разделена на так называемые ячейки. Каждая ячейка имеет свой уникальный адрес, причЈм в качестве адресов используются, естественно, числа. Обычно память организована в виде-матрицы, и для обращения к ячейке памяти процессор должен задать номер еЈ столбца и строки. Этим управляют системные сигналы САЗ и КА8 — именно такие аббревиатуры можно встретить, например, при настройке параметров ВЮ8, отвечающих за работу с памятью. О том, что такое ВЮ8, мы ещЈ поговорим ниже. Запуск программы. Для того чтобы программа начала работу на ком пьютере («запустилась»), ее нужно загрузить (записать) с внешнего устройства в оперативную память, целиком или частично. Процессор начинает считывать из оперативной памяти команду за командой и исполнять их. Для этого в нЈм имеется специальный регистр под названием счЈтчик команд, который содержит адрес ячейки памяти, где расположена команда, которая будет исполняться следующей. Перед началом работы программы этот регистр содержит адрес ячейки памяти, в которую загружена самая первая команда программы, а во время исполнения каждой команды содержимое счЈтчика команд автоматически увеличивается. Строго говоря, содержимое счЈтчика команд обычно увеличивается до исполнения очередной команды. Устройства ввода и вывода информации. Они необходимы компьютеру, чтобы «общаться» с человеком. В качестве основного устройства ввода сейчас применяется клавиатура с буквенно-цифровыми и управляющими клавишами. Каждая клавиша передаЈт в компьютер свой уникальный двоичный код, а специальная программа, которая обычно бывает записана в ПЗУ компьютера, преобразует эти коды в вид, приемлемый для использования в программах. А для того, чтобы показать человеку результат работы программы, необходимо какое либо устройство вывода информации, например экран монитора. Очень часто, а лучше сказать — почти всегда, результат работы программы требуется сохранить в какой-либо форме, чтобы иметь возможность вернуться к нему в другой раз. Для этого, а также для записи самих текстов программ, то есть программного кода, были придуманы внешние накопители информации. Ранее для этого использовались, например, перфокарты. Может быть, кто-то ещЈ помнит, как в 80-х годах программы для компьютеров часто записывались на обычные магнитофонные кассеты, а сам магнитофон, таким образом, являлся «внешним накопителем информации». Сейчас для этого, как правило, используются накопители на гибких и жЈстких магнитных дисках, а также лазерные оптические диски.
|
Обновлено 13.02.2010 01:03 |